Правила внутреннего распорядка для учащихся

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила внутреннего распорядка для учащихся (далее - Правила) разработаны в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, Уставом государственного учреждения образования «Гимназия №10 г. Гродно», иными нормативными правовыми актами и действуют наряду с ними.

1.2. Правила разработаны с целью совершенствования организации образовательного процесса, укрепления дисциплины учащихся, рационального использования ими учебного времени, повышения качества образования.

1.3. Внутренний распорядок - это регламент (порядок) выполнения учащимися своих обязанностей в рамках образовательного процесса под руководством и контролем администрации и педагогического коллектива гимназии. Внутренний распорядок для учащихся в гимназии регулируется настоящими Правилами и другими локальными нормативными правовыми актами гимназии.

1.4. Правила устанавливают учебный распорядок для учащихся, определяют основные нормы и правила поведения в здании, на территории гимназии, а также на внеурочных, внеклассных мероприятиях с участием учащихся гимназии.

1.5. Дисциплина в гимназии поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, работников, законных представителей несовершеннолетних). Применение методов физического и психологического насилия в гимназии недопустимо.

1.6. Данные Правила обязательны для исполнения всеми учащимися гимназии и их законными представителями. Руководство, педагогические и иные работники гимназии могут требовать, а учащиеся должны выполнять обязанности в соответствии с требованиями настоящих Правил.

1.7. Учащимися гимназии являются лица, осваивающие в ней содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования.

1.8. Вопросы, связанные с применением Правил, решаются директором гимназии в соответствии с законодательством Республики Беларусь и в пределах полномочий, предоставленных ему статьёй 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

1.9.   Изменения и дополнения в Правила могут вноситься директором гимназии в том случае, если они не противоречат действующему законодательству.

1.10. Правила размещаются для ознакомления на информационном стенде и на официальном интернет - сайте    гимназии.

 

2. Организация образовательного процесса. Учебное время и его использование

2.1. В гимназии основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.

2.2. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (урок). Объединения по интересам создаются на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности в соответствии с интересами учащихся, пожеланиями их законных представителей, а также с учётом возможностей гимназии. К объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и другие. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам могут создаваться для работы с переменным составом учащихся.

2.3. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристским походам - с разрешения медицинского работника гимназии.

2.4. Все учебные занятия, консультации, учебно-полевые сборы, классные и информационные часы проводятся в гимназии по расписанию, утверждённому директором гимназии, и являются обязательными для посещения всеми учащимися. Учащийся, не явившийся на них или опоздавший, обязан объяснить классному руководителю причину неявки или опоздания.

2.5. Учащиеся во время пребывания в группе продленного дня могут заниматься в кружках, секциях, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других мероприятиях, как в гимназии, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи.

2.6. Обязательным для учащихся является горячее питание в столовой гимназии.

2.7. Для учащихся на протяжении учебного года устанавливаются:

осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а для учащихся I-II классов не менее 37 календарных дней (в третью неделю февраля предусматриваются дополнительные каникулы продолжительностью не менее 7 календарных дней);

летние каникулы, продолжительностью не менее 12 календарных недель, а для учащихся, завершивших обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования, – не менее 10 календарных недель.

 

2. Основные обязанности учащихся гимназии

2.1. Учащиеся обязаны:

соблюдать Устав гимназии, решения совета гимназии, педагогического совета, настоящие Правила, правила безопасного поведения, пожарной безопасности, выполнять требования администрации и педагогов в целях обеспечения безопасности образовательного процесса;

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса;

выполнять устные, письменные распоряжения, приказы, решения руководства учреждения образования, учителя, дежурного администратора, дежурного учителя, классного руководителя;

соблюдать требования, предъявляемые к внешнему виду учащихся: классический деловой стиль одежды, который предполагает одежду делового стиля, изготовленную из тканей разной структуры в однотонной цветовой гамме. Для девочек в комплект одежды входит пиджак, жилет, кардиган, юбка, брюки синего или черного цвета, белая или светлая однотонной блузка. Для мальчиков в комплект одежды входит пиджак, жилет, кардиган, брюки синего или черного цвета, белая или светлая однотонная рубашка. В зимнее время допускается трикотажный свитер. Обувь должна соответствовать деловому стилю одежды.

соблюдать требования, предъявляемые к форме для учебных занятий по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение»;

  присутствовать на уроках «Физическая культура и здоровье» если освобождены от занятий по физической культуре и здоровью или отнесены к специальной группе или к группе лечебной физической культуры для занятий по данному учебному предмету.

приходить в гимназию за 10-15 минут до начала учебных занятий и уходить только после их окончания или по специальному разрешению классного руководителя или дежурного администратора (директора, заместителей директора, работников социально-педагогической и психологической службы);

приходить на урок с выполненным домашним заданием, необходимыми учебными принадлежностями и материалами. В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине учащийся до начала урока сообщить об этом учителю.

До начала занятий:

занять в учебном кабинете место, определенное классным руководителем, учителем;

навести порядок на своем рабочем месте, приготовить все необходимое к уроку: дневник, учебник, тетрадь, письменные принадлежности;

 Во время урока:

   при входе учителя в класс учащиеся обязаны встать в знак приветствия и сесть после того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий;

внимательно слушать объяснения учителя и ответы других учащихся, не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку, делами;

   встать при вызове для ответа, взять с собой дневник и выйти к доске. Дневник обязан передать учителю для выставления отметки;

в случае проведения бесед о правилах безопасного поведения в полном объеме выполнять доведенные до его сведения соответствующие требования мер безопасности при проведении образовательного процесса;

сидеть правильно во время урока, обеспечивая правильную осанку, постановку ног, наклон головы;

по окончании учебного занятия навести порядок на рабочем месте и покинуть класс с разрешения учителя;

соблюдать требования, установленные Методическими рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования к формированию культуры устной и письменной речи в части оформления и ведения тетрадей;

сдавать дневник на проверку классному руководителю и ежедневно предоставлять его своим родителям для контроля за успеваемостью; в конце учебной недели родители учащегося обязаны ставить свою подпись в дневнике;

не нарушать дисциплину, не использовать без необходимости мобильные телефоны во время перерывов;

посещать мероприятия в соответствии с программой и планом воспитательной работы гимназии в течение пятидневной учебной недели, в шестой школьный день, во время каникул;

соблюдать правила культуры поведения учащихся в учреждении, правила пользования электронными средствами обучения, правила посещения учащимися столовой, правила пользования библиотекой и читальным залом, положение об организации и проведении дежурства;

заботиться о репутации гимназии, достойно вести себя в учреждении образования и за его пределами;

участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде;

здороваться с работниками и посетителями гимназии, проявлять уважение к старшим, заботиться о младших;

поддерживать традиции гимназии;

с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов;

бережно относиться к зданию, сооружениям, оборудованию, имуществу     гимназии;

решать спорные и конфликтные ситуации мирно, на принципах взаимного уважения, с учётом взглядов участников спора. Для разрешения спорных и конфликтных ситуаций обращаться за помощью к классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации гимназии;

посещать гимназию в определенное для этого время и не пропускать учебные занятия, другие формы образовательного процесса без уважительной причины;

в течение учебного дня учащийся имеет право покинуть учреждение образования по медицинской справке, заявлению законных представителей только с разрешения классного руководителя или дежурного администратора;

пропуск уроков не является причиной невыполнения домашних заданий. В случае пропуска занятий, независимо от причин, учащийся обязан в полном объеме выполнить заданные домашние задания по учебным дисциплинам самостоятельно или с помощью других учащихся;

учащиеся, пропустившие занятия, обязаны, придя в гимназию, предоставить классному руководителю документ установленного образца (справку от врача или заявление от законных представителей) о причине отсутствия на занятиях), подтверждающий уважительную причину отсутствия его на учебных занятиях. Пропускать занятия без уважительных причин не разрешается.

Порядок оформления пропусков занятий учащимися.

Уважительной причиной пропуска занятий является:

болезнь учащегося (предоставляется справка);

посещение врача (предоставляется талон или справка);

экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);

пропуск занятий по договоренности с руководителем гимназии (по письменному заявлению законных представителей учащегося);

участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях, проводимых в интересах гимназии.

   В случае пропуска занятий по болезни учащийся обязан в первый день болезни оповестить классного руководителя, а в первый день выхода на занятия предъявить справку.

В случае пропуска занятий для участия в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях, проводимых в интересах гимназии, запись в дневнике оформляет учитель, отвечающий за организацию и проведение указанных мероприятий.

   При пропуске занятий по заявке внешкольных организаций действует следующий порядок:

учащийся представляет заявление своих законных представителей на имя директора гимназии, к которому прилагается официальная заявка от организации;

при положительном решении вопроса директором гимназии соответствующая запись в дневнике делается классным руководителем. Законные представители учащихся несут ответственность за прохождение ими программного материала в пропущенные дни.

Пропуски занятий по заявлению законных представителей несовершеннолетних являются уважительной причиной. В этом случае родители обязаны написать заявление о дате (сроке) пропущенных по семейным обстоятельствам занятиях. Родители несут ответственность за прохождение учащимся программного материала в пропущенные дни.

Пропуски занятий по неуважительной причине оформляются в дневнике классным руководителем. Один из родителей учащегося обязан после ознакомления с записью в дневнике о пропуске занятий поставить личную подпись.

2.2. Учащимся запрещается:

приносить в гимназию и на её территорию оружие, взрывчатые, химические, огнеопасные вещества, табачные изделия, спиртные напитки, наркотики, токсичные вещества и яды, другие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих;

находиться в помещениях гимназии  в верхней одежде, головных уборах;

курить в здании и на территории гимназии и в других общественных местах;

использовать ненормативную лексику;

приходить в гимназию в грязной, мятой одежде, неприлично короткой или открытой одежде, открыто демонстрировать принадлежность к различным субкультурам;

оставлять в гардеробах, местах общего пользования деньги, ключи, иные материальные ценности;

употреблять алкогольные и слабоалкогольные напитки, пиво, психотропные, токсические и другие одурманивающие вещества, наркотические средства;

нарушать правила безопасного поведения и пожарной безопасности;

нарушать требования санитарных норм и правил;

пользоваться средствами мобильной связи, другими техническими устройствами, не имеющими отношения к образовательному процессу во время проведения учебных занятий, иных гимназических мероприятий;

применять физическую силу для выяснения отношений или вымогательства, раз­вязывать, провоцировать драки в гимназии и на её территории, участвовать в них;

совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровья;

игнорировать замечания, сделан­ные учителем или руководителем учреждения образования.

 

3. Обязанности гимназии

3.1. гимназия обязана обеспечивать:

 качество образования;

 разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответ­ствующего образования, его совершенствование;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

 материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

 создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;

стимулирование учащихся;

меры социальной защиты учащихся в соответствии с законодательством;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи учащихся;

ознакомление лиц (законных представителей несовершенно­летних) при зачислении в гимназию со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государ­ственной аккредитации, а по их требованию — и с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Иные обязанности гимназии устанавливаются иными актами законодательства, уставом учреждения образования.

 

4. Основные права учащихся

4.1. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

пользование учебниками и учебными пособиями;

каникулы;

получение платных услуг в сфере образования;

бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой гимназии;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов;

поощрение за успехи в учебной, спортивной, культурно-массовой, общественной, исследовательской деятельности, а также в других образовательных мероприятиях;

участие в управлении гимназией;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, смотрах, фестивалях, выставках, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, в спортивно-массовой, общественной, исследовательской, инновационной деятельности;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией гимназии;

 участие в детских, молодёжных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

иные права учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами гимназии.

5. Поощрения за успехи в обучении и воспитании

5.1. За успехи в обучении и воспитании, примерное поведение, активное участие в общественной жизни класса и гимназии, высокие результаты в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и другие достижения применяются следующие поощрения:

объявление благодарности;

награждение грамотой гимназии;

награждение ценным подарком;

занесение на Доску почета;

5.2. поощрения объявляются приказом директора гимназии и доводятся до сведения учащихся и их законных представителей, как правило, в торжественной обстановке;

5.3. поощрение учащихся гимназии вышестоящими органами управления образования производится на основании представлений директора гимназии;

5.4. учащиеся, завершившие обучение на II ступени общего среднего обучения за отличные успехи в освоении образовательной программы и примерное поведение за период обучения на уровне общего базового образования выдается свидетельство об общем базовом образовании с отличием в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;

5.5. учащиеся, завершившие обучение на III ступени общего среднего образования за отличные успехи в освоении образовательной программы и примерное поведение за период обучения на уровне общего среднего образования награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата об общем среднем образовании особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов - похвальными листами в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

 

6. Ответственность учащихся

6.1. Основаниями для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами гимназии в виде следующих действий (бездействия):

6.1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);

6.1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

6.1.3. несоблюдения в период прохождения практики режима учебного времени, определенного учебным планом;

6.1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

6.1.5. оскорбления участников образовательного процесса;

6.1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

6.1.7. порчи здания, сооружений, оборудования или иного имущества гимназии;

6.1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

6.1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на территории гимназии либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

6.1.10. курения (потребления) табачных изделий в здании и на иной территории гимназии;

6.1.11. иных противоправных действий (бездействия).

6.2. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается

в применении к нему мер дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление;

6.2.1. замечание как мера дисциплинарного взыскания применятся за отдельные нарушения Устава гимназии и настоящих Правил;                                    

6.2.2. за грубые нарушения (курение, грубость по отношению к другим учащимся и работникам гимназии), а также за систематическое неисполнение учащимся без уважительных причин обязанностей, возложенных на него Уставом гимназии и настоящими Правилами, им может быть объявлен выговор;

6.2.3. выговор объявляется также при повторном нарушении Устава гимназии и настоящих Правил учащимся, ранее получившим замечание;

6.2.4. отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

длительное отсутствие (более тридцати дней без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года;

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей учащимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;

6.2.5. к дисциплинарной ответственности привлекается учащийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет;          

6.2.6. к учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству;

6.2.7. право выбора дисциплинарного взыскания принадлежит директору гимназии;

6.2.8. решение о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся оформляется приказом директора гимназии. В приказе отражаются сведения об учащемся, привлекаемом к ответственности, о совершённом дисциплинарном проступке, о его совершении по умыслу или по неосторожности, доказательства вины, мера дисциплинарного взыскания.

Приказ о дисциплинарном взыскании объявляется учащемуся под роспись в течение трёх календарных дней без учёта времени болезни учащегося и его нахождения на каникулах.

Учащийся, не ознакомленный с приказом о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ учащегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа педагогических и иных работников гимназии.

Приказ в необходимых случаях доводится до сведения коллектива учащихся класса, параллели, гимназии, родительской общественности.

В течение пяти календарных дней со дня привлечения несовершеннолетнего учащегося к дисциплинарной ответственности один из его законных представителей должен быть проинформирован об этом в письменной форме. Форма и порядок уведомления устанавливаются директором гимназии;

6.2.9. сведения о привлечении к дисциплинарной ответственности заносятся в личное дело учащегося;

6.2.10. если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания учащийся не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не привлекавшийся к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа;

6.2.11. дисциплинарное взыскание может быть снято директором гимназии досрочно до истечения годичного срока по собственной инициативе, ходатайству классного руководителя, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления или иного органа самоуправления гимназии (Совета гимназии, педагогического совета), а также по просьбе самого учащегося. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом директора;

6.2.12. в случае совершения учащимся гимназии во время образовательного процесса административного правонарушения, администрация гимназии может ходатайствовать о привлечении его (его законных представителей) к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Направлению ходатайства должно предшествовать служебное расследование, проводимое администрацией гимназии для установления обстоятельств дела. О совершённом правонарушении ставятся в известность законные представители учащегося;

6.2.13. учащиеся гимназии (их законные представители) несут материальную ответственность за порчу ими (их детьми) имущества гимназии в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Законные представители учащегося должны быть поставлены в известность о факте порчи их ребёнком имущества гимназии. Для установления стоимости ущерба директором гимназии создаётся комиссия в составе представителей администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, бухгалтерии и материально-ответственного лица.